Игры для развития фонематического слуха

Для чего ребенку нужен хороший фонематический слух и что же это такое?

Фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы, различать все звуки речи.

Он нужен для того, чтобы ребенок научился правильно говорить, понимать смысл сказанного, улавливать те особенности звука, благодаря которым смысл одного слова отличается от другого.

Фонематический слух является базой для развития фонематического восприятия.

Благодаря хорошо развитому фонематическому слуху ребенок с легкостью сможет «опознать» каску и кашку, точку и кочку, мишку и миску и т.д., а также правильно выстроить предложение и фразу, согласовывать падежные окончания, род и число различных частей речи.

Ребенок с неразвитым фонематическим слухом испытывает трудности при обучении чтению и письму, а также иностранным языкам.

Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании красивой и правильной речи.

Развивать фонематический слух и формировать фонематическое восприятие нужно последовательно.

Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.

Первый этап — узнавание неречевых звуков

Игра «Шумящие коробочки»

Вместе с малышом насыпьте в небольшие коробочки пуговицы, скрепки, крупу и другой мелкий и «звучащий» материал. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемой коробочки, что у нее внутри.

Игра «Угадай, что звучало»

Внимательно послушайте с ребенком шелест бумаги, телефонный звонок, шум кипящей воды и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало?

Игра «Волшебная палочка»

Взяв карандашик или «волшебную палочку», постучите ею по разным предметам в доме.

Палочка заставит звучать стол,чашку,вазу …
Потом усложните задание —  пусть ребенок попробует отгадать с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Второй этап — различение звуков речи по тембру, силе и высоте

Игра «Узнай свой голос»

Запишите на телефон или диктофон голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать — кто говорит.

Игра «Три медведя»

 Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант — ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий этап — различение сходных по звучанию слов

Игра «Ушки на макушке».

Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом).Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно».

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (морова (корова), буп (суп), майка, рожка (ложка),диван и т.д).

Если взрослый сказал правильно-ребенок хлопает в ладоши.

Четвертый уровень — различение слогов

Игра «Похлопаем».

Предложить ребенку отхлопать количество слогов в слове(КА-ША;МИ-ЛА;ЛО-ПА-ТА;ПО-СУ-ДА;ВЕ-ЛО-СИ-ПЕД и т.д. )

Игра «Потопаем».

Взрослый произносит несколько слогов на-на-на-па.

Ребенок определяет лишний слог (па).

Взрослый называет одинаковые слоги или оппозиционные (похожие) па-па, па-ба, ка-ка, ка-га, фа-ва, ва-ва, да-да, да-та.

Ребенок, услышав одинаковые слоги, топает.

Пятый уровень — различение звуков

Игра «Повторюшка».

Взрослый произносит кратко гласные звуки [а, у, а, о, и, а, ы, а, э, а,о,а,а].

Ребѐнок, услышав звук [а], проговаривает его за взрослым

Игра «Кто тебя позвал?»

Комарик говорит — зззз, носос работает — сссс, пчела жужжит — жжжж, тигренок рычит — рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.

Шестой уровень — освоение навыков анализа и синтеза

Игра «Сколько звуков»

 Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Горячая картошка».

Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен бросить мяч взрослому, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра «Отгадай слово».

 Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком — нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.упа, мы.о, .ук, ку.ак).

Старайтесь играть регулярно, это не займет у вас много времени, а эффект вы увидите уже через несколько занятий!

Игры на развитие фонематического слуха прекрасно подойдут для длинной прогулки, поездки на машине, ожидания в очереди!

Желаем вам успехов!


Литература:

Варенцова Н.С.,Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.-М.,1997.

Л.С.Волкова, В.И.Селиверстов. Хрестоматия по логопедии-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997.

Выготский Л.С. Мышление и речь. –М.:Лабиринт.

Гвоздѐв А.Н. Вопросы изучения детской речи.-М., Журова Л.Е.

Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.-М.,2002.