Песочные фантазии

Игра с песком как процесс самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен издавна.  «Песочная терапия» использовалась создателем методики раннего развития детей М.Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом, английским педиатром М.Ловенфельд и другими.

Все дошкольники, даже можно сказать все люди, с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Вспомните с каким энтузиазмом вы помогали своему ребенку строить замки из песка или рисовали с ним волшебные картины на морском берегу (у речки или озера) и какие эмоции при этом ощущали. Поэтому игры с песком и используют для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжен ия, поднимается настроение, способствует возникновению положительных эмоций.
Рисование и игры с песком являются для детей одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с их самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. Игры с песком обогащают и развивают внутренний мир ребенка. Позволяют ему преодолеть чувство страха сделать что-то неправильно, любой рисунок можно исправить просто разровняв песок. А это  вселяет уверенность в своих силах, дает свободу и возможность выразить в рисунке чувства и эмоции.

Вся игровая деятельность с песком направлена на формирование базисных качеств личности ребенка – дошкольника: эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения, рефлективность, компетентность.

При работе с песком используют:

  • рисование песком, песочная анимация;
  • аппликация из песка;
  • обучающие игры, которые обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
  • познавательные игры — дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира;
  • проективные игры, которые открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию.

И если, раньше для игр с песком в дошкольных учреждениях  использовались песочница или обычный поднос, то сейчас этому «оборудованию» появилась альтернатива — «песочные» столы с цветовой подсветкой.

При использовании этих столов, проявляется целый ряд положительных моментов:

  • дети не подвергаются воздействию внешних факторов, например плохая погода;
  • высокие бортики не позволяют песку высыпаться и это не нервирует ребенка;
  • не требуется окрашивать песок в разные цвета, цвет рисунка можно поменять, по желанию ребенка, при помощи пульта;
  • нишу для хранения песка можно использовать как маленькую песочницу и закапывать в ней различные предметы и т.д.

Основными моментами при работе детей на  «песочном» столе являются:

  • Развитие общей моторикирисование и игра на песочном столе происходят стоя, поэтому автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений.
  • Развитие мелкой моторикипри работе песком, часто, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия.  В процессе   задействуются всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система.
  • Релаксацияработа на «песочных» столах проходит под музыкальное сопровождение. Как правило, это классическая музыка, которая стимулирует воображение, помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы.
  • Цветовосприятиесмена цвета очень хорошо справляется с апатией и раздражительностью. Управление цветом очень важно для передачи настроения рисунка, для обогащения восприятия в целом и развития творческих способностей детей.